Ахпат и Санаин, от Тбилиси до границы Армении, дорога до Севана
Заглавная > Отчёты о поездках > Ахпат и Санаин, от Тбилиси до границы Армении, дорога до Севана
Монастырь Санаин.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Наш насыщенный первый день в Армении: Монастыри Ахпат и Санаин, дорога от Тбилиси до границы с Арменией, первое знакомство с армянской домашней кухней, маршрут до озера Севан. Карта, много фото и видео дорог севера Армении.

Про начало нашей поездки в Грузию и Армению на автомобиле из Москвы  я уже рассказал подробно.
В прошлый раз я закончил повествование на Тбилиси (о Грузинской столице потом напишу отдельно). И вот, утром седьмого дня, мы выезжаем из Тбилиси в сторону границы с Арменией, где мы провели следующие четыря дня. Наш маршрут по Армении выглядел следующим образом:
Маршрут по Армении.
День 7: Тбилиси – Граница Грузия-Армения – Монастырь Ахпат – Монастырь Санаин – Степанаван – Севан.
Расстояние: 280 км.
Ночевка: Отель Лаваш Севан, стоимость номера 2500 рублей за двоих с завтраком.
От центра Тбилиси до границы с Арменией (переход Садахло-Баграштен) всего 77 километров, или чуть больше часа неспешной езды на машине (напоминаю, что средняя скорость в Грузии и Армении выходит на уровне 50-60 километров в час). Дорога, в принципе ничем особенно не примечательна – обычная “двухполоска” с асфальтом нормального качества, без крутых серпантинов, но и не прямая. По пути попадается много небольших населённых пунктов, с огромными развалами бытовой химии (порошки всякие и т.п.) турецкого производства (цен мы не уточняли). Вот видео с регистратора всего участка дороги от центра Тбилиси до границы с Арменией:

Про сам переход границы из Грузии в Армению я уже подпробно написал в этой статье. Если вы не в курсе ньюансов пересечения данной границы, советую почитать, так как есть своя специфика.
Как только мы оказались на территории Армении, сразу же почувствовали, что люди здесь другие, не такие как в Грузии. Чуть ли ни каждый встречный пастух и автомобиль нас “приветствовал”, на наши вопросы все отвечали с гораздо большим энтузиазмом и на существенно лучшем Русском языке. Я не могу сказать, что в Грузии с этим всё плохо – просто в Армении ещё намного лучше 🙂

От границы мы двинули в сторону монастыря Ахпат (Haghpat). Ехать всего 34 километра, но дорога местами с подубитым асфальтом (но без экстрима), так что получается почти полный час езды. Весь участок дороги от границы до монастыря Ахпат запечатлён на следующем видео:

Именно с монастыря Ахпат началось наше знакомство с Армянскими монастырями – и, мне кажется, это было очень удачное “начало”. Этот монастырь находится на достаточном удалении от всех основных туристических мест Армении, поэтому туристов в нём практически нет (и это в Августе!). Весь монастырь практически в нашем единоличном распоряжении. Всё открыто, нигде никакой охраны, можно везде зайти/залезть всё потрогать. И при этом – никакого мусора или неприятных запахов ни внутри, ни снаружи! Внутри всё очень аскетично, никакой “позолоты” и прочей “мешуры”, свойственной церквям в России. Я думаю, во многом благодаря именно этому – чувствуешь себя внутри очень легко, ничего тебя не “подавляет”, несмотря на всю монументальность и древность строения. И, конечно же, солнечный свет, которые попадает внутрь через небольшие, но относительно многочисленные окошки (без стёкол) – создаёт просто неповторимую атмосферу и очень интересные световые рисунки. В дальнейшем мы поняли, что всё вышесказанное относится практически в равной степени ко всем монастырям в Армении. При этом, никак не скажешь, что монастыри Армении похожи один на другой – категорически нет! Каждый из них расположен в своём, уникальном природном антураже, и внутри в каждом есть свои “фишки”.
Монастырь Ахпат
Монастырь Ахпат.
У монастыря Ахпат
После небольшого лирического отступления, продолжим рассказ. Погуляв по Ахпату, мы решили пообедать. Долго варианты искать не пришлось, и мы сели за столик на веранде домашнего отеля-ресторана, прямо напротив входа в монастырь. Меню в данном заведении (кстати, называется проще некуда – “Haghpat Hotel“), как такового нет (возможно, есть вечером), накрывают эдакий Армянский вариант “Бизнес-ланча”, или домашнего обеда, хотя наиболее подходящий термин – “поляну” из множества всяких вкусностей домашнего приготовления. Как выразилась очень радушная хозяйка заведения (она же, кстати, нас и обслуживала): “сельский фуд, натурпродукт, ноу химия”. Всё очень вкусно, разнообразно и сытно. На двоих нам данный обед (с вином, минералкой и кофе) обошёлся в 8000 драм, или около 1000 рублей.
Обед в отеле Haghpat Hotel
Домашний обед в Нaghpat Hotel.
Сам отельчик, кстати (в номерах мы не были, только в холл заходили), нам показался хоть и весьма простым, но симпатичным и очень чистым (кстати, оценка на букинге у него 9,1). Если в следующий раз он будет у нас на пути – с удовольствием там остановимся на ночь.

После сытного обеда мы продолжили свой путь. Следующей остановкой стал монастырь Санаин. Расположен монастырь недалеко от города Алаверди и по пути открываются несколько “аппокаллиптические” виды – массивные полузаброшенные индустриальные строения и жилые здания в достаточно глубоком “каньоне”. Забегая вперед, скажу, что в Армении хоть подобные виды и встречаются, но в целом не доминируют – многие города и деревни вполне себе жилые и даже иногда симпатичные. Видео участка дороги между Ахпатом и Санаином:

Сам монастырь Санаин в наш приезд частично ремонтировался, но это не помешало нам сделать там одни из самых “атмосферных” фотографий за всю поездку – конечно же, немалую роль в этом сыграл тот же, ранее упомянутый солнечный свет, пробивающийся через окошки.
Вид на город Алаверди по пути в монастырь Санаин.

После Санаина мы планировали посетить монастырь Агарцин рядом с Дилижаном, но где-то на трассе М6 километрах в 20 от села Одзун был закрыт на ремонт тоннель, и нам пришлось разворачиваться и ехать через Степанаван. Потеряли, в итоге, больше часа и проехали лишних километров 80 (с учётом разворота), и поскольку уже вечерело, посещение Агарцина было решено отменить. Но сама дорога между Одзуном и Степанаваном, кстати, очень живописна (и очень хорошего качества) и мы не пожалели, что пришлось по ней ехать. Сначала поднимаешься по короткому, но весьма крутому серпантину – и оказываешься на огромном ровном плато, с практически прямой дорогой километров на 50 и с почти “равнинным” пейзажем – с той лишь разницей, что метрах в 300 слева от дороги (то ближе, то дальше) был виден крутой обрыв и глубокий каньон. А за каньоном дальше опять “равнина”. Как будто земля разломилась пополам. В общем, очень впечатляющее зрелище. Вот видео участка дороги от Санаина до Севана, на нём видна и грунтовка перед тоннелем, где нам пришлось развернуться, и живописный участок дороги между Одзуном и Степанаваном и не менее живописный путь от Дилижана до Севана:

Маршрут в Монастырь Агарцин
Дилижан (кстати, очень симпатичное место!) мы в итоге проехали без остановок в направлению к Севану. Изначально мы ещё хотели посетить монастырь Севанаванк, но мы не успели – к нашему туда приезду солнце окончательно село за горизонт. Севанаванк мы, всё же, посетили на следующее утро, но новый день – новая статья. 🙂
В целом, весь путь от границы до Севана – вполне неплохая дорога (местами даже хорошая), за исключением участка в районе Алаверди (подубитый асфальт) и вкраплений лёгкой “гребенки” время от времени.
В наш Отель Лаваш Севан мы приехали уже затемно. И как же он нам понравился, буквально со входа на территорию! Отель сделан в стиле этно-деревушки. По приезду нас не просто зарегистрировали и выдали ключи, а отвели до нашего номера, всё показали/рассказали, поинтересовались нравится ли. Номер большой, тоже в деревенском стиле, реализован как бы в полутора уровнях – спальня и санузел отделены от прихожей и “обеденной” зоны ступеньками, то есть находятся на возвышении относительно входа. Сантехника хорошая и всё исправное. Кровати и матрасы удобные, правда раздельные, но мы их сдвинули. Выход из номера – прямо на небольшой пляж с лежаками и хорошим заходом в озеро (на следующий день мы отлично искупались, но об этом в следующий раз). Поужинали в ресторане отеля – редкий день за этот отпуск,  когда мы полноценно кушали и в обед и в ужин. Но просто Севанских раков нельзя было не попробовать! В итоге, поели и кебаб из раков и полтора десятка самих раков плюс еще пару блюд. Всё снова очень вкусно (кроме салата из конского щавеля – очень специфичная это штука…). С пивом и кофе на двоих ужин обошёлся чуть больше тысячи рублей (точной суммы не запомнил). Меню ресторана с ценами (суммы в Драмах нужно делить на 8, чтобы получить примерную сумму в рублях) можете посмотреть, пролистав фото ниже.
Отель Лаваш, Севан
Отель Лаваш Севан. Двухместный номер стандарт.
Отель Лаваш Севан. Санузел в номере.
Отель Лаваш Севан. Кебаб из раков в ресторане отеля (около 300 рублей).
Отель Лаваш, Севан
Отель Лаваш Севан. Раки в ресторане отеля.
Отель Лаваш Севан. Меню ресторана.
Ну вот и всё на этот раз. Ниже я кратко описал маршрут остальных дней Армянской части нашего маршрута, о которых я подробно расскажу в следующих постах. В качестве логического продолжения, предлагаю почитать наш подробный путеводитель по Севану и окрестностям. Так же, если вы планируете поездку по нескольким странам Закавказья (Грузии, Армении, Азербайджана, Абхазии и Южной Осетии), полезным будет почитать обзорную статью про ньюансы прохождения границ этих стран.
Подписывайтесь на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые статьи!
День 8: Севан – Монастырь Севанаванк – Селимский Каравансарай – Караундж (Армянский Стоун-Хендж) – Татев. 290 км. Отель Harsnadzor Resort, Татев, стоимость номера 2500 рублей за двоих с завтраком.
День 9: Татев – Монастырь Нораванк –  Монастырь Хор Вирап – Монастырь Гегард – Ереван. 330 км. Отель Mia Casa Hotel, Ереван , стоимость номера 3400 рублей за двоих с завтраком (6800 за два дня, так как 10й день мы провели в Ереване).
День 11:  Ереван – Монастырь Сагмосаванк – Граница Армения-Грузия – Вардзия – Ахалцихе. 342 км. Отель Almi Hotel Ахалцихе , стоимость номера 2500 рублей за двоих с завтраком (5000 за две ночи)
Всем отличного начала нового учебного года!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!